Но сначала несколько слов о постановке задачи.
Понятно, что пустой самолет без вооружения и с минимальной массой топлива может подняться выше, чем самолет с нормальной нагрузкой. Но кому интересно куда может залететь пустой самолет? - Далее, известно, что в связи с проблемой, возникшей в Афганистане, нормальный Су-25 был модернизирован и кабина герметизирована и был сделан усиленный наддув, что теоретически позволило поднять для модернизированных машин потолок до примерно 8 -8.5 км без риска для пилотов. Причиной для модификации стало то, что моджахеды поднимались со стингерами в горы и настропалились сбивать самолеты на высоте в те самые 7000 метров.
Но интереснее физика дела.
Для этого нам понадобиться выражение для подъемной силы. Оно выглядит так:
Fy=0.5*Cy( α)*S*ρ*V2
Здесь ρ – плотность воздуха. V – скорость самолета, S- характерная площадь, Cy - так называемый коэффициент подъемной силы, который зависит от угла атаки α плоскостей, создающих подъемную силу. Поскольку без крыльев самолет почему-то не летает, эффектом подъемной силы фюзеляжа часто можно пренебречь и считать что подъемная сила создается крыльями и S- это площадь крыльев. По угол атаки крыльев при горизонтальном полете можно не думать это структурная величина, которая спрятана в Cy(0).Угол атаки крыльев исходно устанавливается для выбранного профиля крыла таким, чтобы подъемная сила была оптимальной – почти равной максимальной с некоторый запасом, который нужен, чтобы при подъеме самолета несколько увеличилась бы и подъемная сила. Но о том, как влияет и что такое угол атаки самолета мы поговорим позже.
Для нас главное, что коэффициент подъемной силы, и площадь крыльев – это параметры самолета.И их абсолютные значения нам почти не понадобятся.
Теперь сила тяжести. Она, как ивестно, равна
Fg=-M*g
Минус, потому что она направлена вниз. Сумма сил движущегося равномерно и прямолинейно тела равна нулю по каждой из координат. Отсюда искомое уравнение:
0.5*Cy(0)*S*ρ*V2=M*g
Прежде всего, можно определить величину 0.5*Cy(0)*S исходя из того, что на высоте в 7000 метров Су-25 летит с максимальной скоростью 950 км/ч= 264 м/cек. Для этого нам надо знать плотность воздуха на высоте 7000 м. Сразу приведу таблицу стандартной атмосферы для высот от 7000 до 11000 м.
Высота, H, м | Температура, Т, К | Скорость звука, a, м/с | Давление, P, Па | Плотность, кг/м³ | Кинематическая вязкость, м²/c |
7000 | 242,7 | 312,3 | 41106 | 0,59 | 2,65⋅10−5 |
8000 | 236,2 | 308,1 | 35653 | 0,5258 | 2,9⋅10−5 |
9000 | 229,7 | 303,9 | 30801 | 0,4671 | 3,2⋅10−5 |
10 000 | 223,3 | 299,6 | 26500 | 0,4135 | 3,53⋅10−5 |
11 000 | 216,8 | 295,2 | 22700 | 0,3648 | 3,9⋅10−5 |
На 7000 м, плотность воздуха равна 0.59 кг/м3. Рассчитывать будем на нормальную массу равную 14600 кг минус половину выработанного топлива, то есть, на 13000 кг. Имеем:
A=0.5*Cy(0)*S=13000*9.81/(0.59*2642)=2.6519
Заодно можно оценить и коэффициент подъемной силы, зная, что площадь крыльев Су-25 равна 30 метрам. Имеем: Cy(0)= 2.6519*2/30=0.18. Посмотри на зависимость кэффициента подъемной силы от угла атаки крыла:

Высота (м) | 7000 | 8000 | 9000 | 10000 | 11000 |
Коэффициент | 1 | 1.0599 | 1.1239 | 1.1945 | 1.2717 |
Скорость (км/ч) | 950.0 | 1006.9 | 1067.7 | 1134.8 | 1208/2 |
Скорость звука (км/ч) | 1124.20 | 1109.16 | 1094.04 | 1078.28 | 1062.72 |
Отсюда ясно видно, что при заданных условиях полета на 7000 м , уже на высоте в 9000 метров скорость самолета должна превосходить локальную скорость звука, что для дозвукового самолета недопустимо. С этой точки зрения, максимальная высота полета Су-25 с нормальной нагрузкой находится где-то между 8 и 9 километрами.
Но может быть самолет на высоте в 7000 метров может лететь медленнее, например с крейсерской скоростью в 750 км в час? - Может быть.
Но для этого коэффициент подъемной силы должен быть сделан больше, чем рассчитанный примерно вдвое. То есть, установить угол атаки крыла в несколько градусов. Тогда, чтобы разгоняться на высоте в 7000 до максимальной скорости в 950 км/ч при горизонтальном полете нужно оперативно снижать подъемную силу. Например, менять стреловидность крыла. Это можно, но трудно и Су-25 такого не вытворяет.
И наоборот если предположить что крылья установлены с нулевым эффективным углом атаки, то тогда, чтобы лететь медленнее, надо увеличивать подъемную силу. Но так как эффективный угол атаки - это конструкционный параметр самолета, то менять подъемную силу надо каким-то образом оперативно. Невозможно, например, надолго увеличить угол атаки просто задирая нос самолета. Причина очень простая: если направление движения самолета не совпадает с его осью (только в этом случае угол атаки меняется), компонента силы сопротивления, ортогональная оси самолета ничем не скомпенсирована и такое движение будет быстро затухать и в результате, под каким бы углом самолет не летел, поток воздуха будет параллелен его оси и, следовательно, угол атаки и подъемная сила не изменится, зато изменится ее направление и уменьшится компонента силы, уравновешивающая массу.
То есть нужны другие способы управления подъемной силы. Они есть: это использование "отсоса" погранслая, а также всяких элементов механизации крыла - рулей высоты, предкрылков или щитков Крюгера, и т.д. Вот для них приведенный выше график в частности, крайне актуален, как, например, для элеронов и пр. украшений. Кому интересно, могу рассказать, как они работают, То есть такие средства есть, но они достаточно ограничены в плане изменения величины подъемной силы и в разы ее не меняют.
Выводы.
1. Моя ошибка в том, что мне не пришло в голову, полагая за очевидность, упомянуть, что разумеется, рабочий потолок самолета определяется при нормальной массе что включает массу топлива и стандартное вооружение. Каюсь. Понятно что если оставить минимум вооружений и лететь на небольшое расстояние с полупустым баком, можно, теоретически, увеличить высоту полета. То есть - в "спортивном" режиме или при перегонке самолета без нормального вооружения можно, вероятно, подняться даже выше 8000 метров. Но и то только если кабина герметизирована. Но это не для стандартного Су-25.
2. То есть да, признаю, в абстрактном плане, при специальных, далеких от стандарта, условиях полета, Су-25 может, вероятно, дотянуться и до 9-10 километров. Но не при стандартном вооружении и специально модифицированный. Это примерно, как Камазы - стандартные и те, что участвуют в ралли. Это только по названию одна машина. Обычный Камаз при установленной для ралли скорости в 140 км/ч, подозреваю, развалится.
PS Желающие опровергнуть написанное, приходите с конкретными УРАВНЕНИЯМИ, УПАКОВАННЫМИ В ЦИФРЫ, а не со ссылками на то, что кто и где сказал. Опровергайте цифры.